- Провод питания аппарата должен иметь наименьшую длину;
- Усилитель и провода не должно быть видно (вариант
скрытой установки);
- Моментальный доступ к регулировкам и клеммам, никаких
проблем с коммутацией проводов;
- Конструкция должна занимать минимум места в багажнике и
обеспечивать нормальное охлаждение усилителя;
- При всем этом решение должно быть простым и изящным;
Схема с креплением усилителя под передним сиденьем мне
совсем неинтересна. Спинка заднего сиденья тоже сразу отпала: было уже,
проходили - при откидывании спинки аппарат будет мешаться, да и к блоку
регулировок тянуться далековато. Поэтому для выполнения первого и третьего
требований решил установить конструкцию в левой части багажника; силовой провод
от аккумулятора у меня проложен по левой стороне кузова, практически по прямой,
так что первое условие выполнялось. Подходящим местом оказалось только
пространство возле арки левого заднего колеса, в котором я решил расположить
откидывающуюся конструкцию в виде перевернутой буквы "Т" с усилителем,
закрепленным "лицом к стене".
Инструменты и материалы.
Из материалов мне потребовалось:
- Обрезки десятимиллиметровой березовой влагостойкой
мебельной фанеры площадью не более 0,5 кв. м.;
- Полфлакона Дзержинской эпоксидки;
- Грамм 30 полиэфирной шпаклевки "Body" со стекловолокном;
- Штук 10 черных саморезов длиной 70 мм, немного
оцинкованных гвоздей 35х2;
- Отрезок мебельной петли не более 50 см длиной:
- Грунтовка и черная краска "Maston" в аэрозоле;
- Отрез тянущегося карпета 0,5*2м, на вид либо "А21
Charcoal", либо " А23 Heater Charcoal". К нему специальный полиуретановый клей в
аэрозольной упаковке "Bondo" Spray Adhesive;
Набор электроинструментов стал уже стандартным –
электролобзик "Skill", электродрель "Sparky" с насадкой для шлифования, круги
зернистости 30 и 80. Плюс такой же стандартный набор ручного инструмента.
Каркас.
Из фанеры вырезал основание конструкции в форме, очень
похожей на боковой "лепесток" покрытия пола багажника, которым прикрыты глубокие
ниши возле арок колес. Подогнал форму таким образом, чтобы она, будучи
прикрепленной длинной петлей к полу, свободно накрывала нишу, а также
беспрепятственно поднималась на 90 градусов.
|
Основание полки. Туннель для проводов еще не
прорезан, но петля уже прикручена. Также видны следы саморезов, крепящих
подставку. Своим правым краем основание должно опираться на выступ арки колеса.
|
Прикинув глубину установки аппарата, вырезал из двойной
фанеры фигуру, к которой и должен крепиться усилитель. Форму подставки пришлось
подгонять так, чтобы она как можно более точно повторяла обводы выемки. В итоге
подставка своими краями плотно "усаживается" в ковровое покрытие арки колеса без
образования щелей. Второй, внутренний слой фанеры имеет вырез в центре в виде
арки - при склеивании слоев образуется выемка под усилителем, в которой я
планировал подводить межблочные кабели.
|
На левой части отчетливо виден вырез в виде
дверного проема с аркой :-) |
Конструкция в виде буквы "Т" успешно получалась, но для
надежного соединения ее частей требовалось что-то еще. Кусочками фанеры нарастил
нижнюю часть подставки, сделав в ней вырезы под клеммы усилителя. Причем в двух
средних слоях наборного брусочка убрал центральную часть, оставив только края -
таким образом образовался "туннель" для проводов. Такой же туннель пришлось
проделать и в основании полки, чтобы все коммуникации можно было бы незаметно
подвести к усилителю под фальшполом багажника и ковровым покрытием арки колеса.
|
Вот так будет располагаться усилитель. Все
провода должны подводиться через "туннель" - питание и акустические подключатся
к клеммам, а межблочники пройдут под усилком и присоединяться с противоположного
торца.
|
|
Хорошо видна форма наборного бруска: выемка под
клеммы усилителя и туннель для проводов. |
Как и в случае с сабвуфером, все фанерные части я вырезал
элекролобзиком, тут же скреплял их гвоздями и подгонял электродрелью с
шлифовальным кругом. Затем все деревянные части склеил воедино эпоксидкой,
прихватив наиболее ответственные места саморезами. Петлю намазал "жидкими
гвоздями" и привинтил к основанию саморезами.
Отделка.
Поверхности слегка зашкурил и подшпаклевал, покрыл
грунтовкой (скорее за компанию с сабвуфером). Так как в основном вся поверхность
планировалась под оклейку карпетом, то основательно выкрасил черной краской
только выемку под межблочники, а все остальное покрыл в один слой на всякий
случай.
|
Вот так должна откидываться конструкция,
крепление к полу багажника соответствует действительности. Для наглядности в
туннель просунуты провода. |
Покрашенную полку еще раз примерил по месту в багажнике и
потом почти целиком оклеил ее карпетом, за исключением обратной стороны
основания и области под усилителем. К готовой конструкции прикрепил усилитель,
привинтил петлю к полу багажника саморезами и подсоединил провода. Получилось
просто замечательно!
|
Полка полностью откинута. Видно, что ниша
полностью функциональна - наличие в ней аптечки это доказывает. Провода пока не
уложены и болтаются как попало, я буду их менять и упорядочивать. Позже...
|
Были опасения - а как фиксировать полку в закрытом
состоянии, не будет ли она самопроизвольно открываться на крутых виражах? Но
раньше времени не стал усложнять себе задачу, и, как впоследствии оказалось,
правильно. Во-первых, усилитель смещен в нужную сторону относительно оси
вращения (откидывания), за счет этого он своим весом как бы "закрывает" дверцу.
Во-вторых, оклеенная карпетом подставка достаточно плотно усаживается в коврик
багажника. Таким образом за пару недель поездок "дверца" ни разу
несанкционированно не открылась... В крайнем случае пара полосок "липучки" на
торцах дадут 100%-ную гарантию неподвижности конструкции.
|
Полка приоткрыта градусов на 30. И вот они, все
регулировки! Удобство просто не описать словами, крути - не хочу !
|
|
Как и задумывалось - не видно ни усилителя, но
одного провода! Даже не верится, что радость была так близка и доступна :-) Все,
с такой красотой прямая дорога на соревнования. |
Коврик пола багажника пришлось немного подрезать, но без
этого - никак. И на этом этапе вмешательство во внутреннее пространство
багажника я закончил.
Выводы.
Я очень доволен получившейся конструкцией, особенно
соотношением трудозатрат к достигнутому эффекту. Действительно, валяющийся в
багажнике усилитель (прикрученный к спинке) создавал сильный дискомфорт, который
даже умудрялся проникать в салон :-) Полка отвечает всем обозначенным выше
требованиям, включая охлаждение усилителя. Карпет обивки настолько совпадает с
"родным", что в полумраке багажника на первый взгляд вообще ничего лишнего не
заметно. Осталась лишь проблема нормального освещения багажника, которая в
инсталляции играет далеко не последнюю роль...
Вырезал я полку моментально,
по сравнению с трудозатратами на новый сабвуфер это просто ерунда, всего лишь
пара взмахов электролобзиком. Обтяжка карпетом в целом удалась, правда, пришлось
наклеить пару тренировочных кусочков. Со звуком (шумы, наводки, фон) никаких
проблем, чего я тоже немного побаивался. Но почти все провода я буду менять и
укладывать заново, хотя будет это ближе к теплу, как
предполагается...