Застилать ложе чужой шкурой человек начал еще в древности.
Традиция сохранилась и поныне. Например, кожаный салон - верх автомобильного
престижа. Заменить синтетический ширпотреб на опоек (выделанную шкуру годовалого
теленка) можно, не во многих студиях.
ДЛЯ ДУШИ И ПО НЕОБХОДИМОСТИ
Переделать интерьер на свой вкус - занятие недешевое. Но
чего не сделаешь для души! Таких клиентов у нас - больше половины. Одни хотят
затянуть кожей кокпит БМВ-Z3, другие - расцветить салон "Шевроле" в
психоделическом стиле. Часто приходится заменять одни кожаные вставки другими -
под цвет кузова. Некоторым нравится вышивка по коже. Особым шиком считается
собственный вензель на спинке или подголовнике. Кое-кого не устраивает качество
материалов даже тюнингового "Мерседеса". Только недавно закончили перетягивать
его потолок. Нет, не кожей, конечно, - искусственной замшей "алькантара".
Материал этот исключительно высокого качества, а по цене намного превосходит
натуральный. Нередко процесс "доводки" салона совмещают с установкой
дополнительного оборудования - динамиков, усилителей, телевизоров и т. д. Полет
мысли клиента контролирует наш дизайнер. С профессионалом - оно надежнее.
Меньшая часть приезжает по необходимости. Это, как правило,
свежеиспеченные владельцы подержанных "мерседес-бенцев", "ауди" или БМВ. Ведь
продавцы основное внимание уделяют кузову. Плоды их усилий радуют глаз не один
год. "Восстановленный" лишь с помощью автокосметики салон сдается гораздо
раньше. Перетяжка кожей долговечна и соответствует статусу автомобиля.
Редкие гости - владельцы отечественных машин. Они чаще всего
обтягивают кожей обод руля (чтобы не скользил) и ручку рычага КП (чтобы в одном
стиле). Думаю, выбор оправдан: куда лучше жутких оплеток и не дороже настоящих
"драйверских" перчаток.
РУЧНАЯ РАБОТА
Никаких лекал и трафаретов у нас нет. Оболочку для каждого
элемента кроим и подгоняем индивидуально. Взять, например, руль. Портновским
сантиметром измеряем длину окружности баранки и ее обода, а также ширину спиц.
Выкройку делаем сразу на коже - богатый опыт избавляет от возни с
миллиметровкой. В сложном случае можно подстраховаться, дав припуски побольше. А
вот чтобы обеспечить натяг, пару сантиметров порой надо убавить. Скажем, если
длина образующей руля 120 мм, кольцо шьем 117-118. Остается подогнать оболочку
по месту и вручную закрепить особой строчкой по всему ободу. Клей мы не
используем - прилипая, "кожура" неравномерно натягивается. Не рекомендуем также
подкладывать поролон. Руль получается пухлым и приятным на ощупь, но, увы,
быстро обминается и теряет вид.
Если же основа выкрошилась и покрылась оспинами, лучше
применить эластичную шпатлевку. Качество работы во многом зависит от кожи. Здесь
она, разумеется, специальная. Ведь многострадальное покрытие трут (нередко
влажными и не очень чистыми руками), морозят, нагревают на солнце. Поэтому для
пущей стойкости автокожа прокрашена насквозь и покрыта полиуретаном. В таком
виде воздух она почти не пропускает. Для вентиляции проделывают многочисленные
мелкие дырочки - перфорацию. Эти "дышащие" вставки часто встраивают в оболочку
рулевого колеса в зоне хвата.
"Заодно" порой приходится обшивать и подушки безопасности.
Просто взять и сунуть важную систему в кожаный мешок нельзя. Кожа ведь довольно
толстая (1-1,5 мм) и прочная - эйрбэг может не раскрыться. Вот и делаем
диагональные ослабляющие надрезы изнутри, а на шов пускаем тонкие
хлопчатобумажные нитки.
Иногда просят отреставрировать отработавшую подушку. Мотив
ясен: покупать новую дорого, облицевать старую - дешево (относительно, конечно)
и престижно. Порванную оболочку восстанавливаем с помощью металлической сетки и
термоклея. Дальше в ход идет эластичная шпатлевка. Потом - по описанной выше
технологии. Получается прочная и податливая вставка. Почти заводская, только без
спасительной начинки - так называемый нулевой вариант. Безопасность? Ну,
во-первых, эйрбэг не всегда ставят даже на новые машины. Во-вторых, наш вариант
явно лучше "литовского", когда вместо эластичного наполнителя в ступицу
засовывают дубовое полено.
МЯГКОЕ МЕСТО
Переделка салона включает, как правило, замену обивки
сидений, подголовников, подлокотников и изготовление дверных вставок. Выкройки
не нужны и здесь: лекалом служит снятая оболочка. Правда, иногда в угоду стилю
приходится изменять крой компонентов. Ведь многие не прочь выделить формой или
цветом тот или иной элемент. Кроме того, в некоторых местах необходима
перфорация. В движении начинка сиденья "дышит" и, прогоняя сквозь отверстия
поток воздуха, вентилирует зону контакта с телом.
А вот серьезно изменять форму кресел мы беремся неохотно.
"На коленке" выходит хоть и хорошо, но очень трудоемко. А закупать специальную
оснастку при штучных заказах нерентабельно.
Несмотря на кажущуюся простоту, много сил и времени отнимает
декорирование обивки дверей. Хорошо, если конструкцией предусмотрена съемная
виниловая вставка: затянул - и порядок. Если нет, мастеру приходится
воспроизводить в коже весь, порой весьма замысловатый рельеф дверной панели.
Но ничто, пожалуй, не сравнится в сложности с отделкой
передней панели. На машине хорошо не получится. Предварительно "торпедо" надо
снять. Даже опытный арматурщик порой трудится над этим весь день. Дольше всего
провозились с редким, чуть ли не единственным заказом на... "Самару". При
разборке хлипкие пистоны, "уши" и другие элементы крепления приказали долго
жить. Пришлось переквалифицироваться в слесарей и сделать все заново, как
следует. При обтяжке - свои тонкости. Шов, например, не должен выступать над
поверхностью. На специальной спилочной машине кожа в этой зоне подрезается в
глубину, делается тоньше. Шьем, затем место стыка мажем клеем и "расклепываем"
молотком. Получается гладко и красиво. |